4 июля 2018

Егор Мотузов. Жизнь как большой прыжок

Известно, что «в области балета мы впереди планеты всей», об этом ещё Визбор пел. Русская балетная школа – одна из визитных карточек страны. Вряд ли знал об этом Егор Мотузов в свои 10 лет, уезжая из родной Ухты поступать в Пермское хореографическое училище.


Родная Ухта… Он говорит о ней с благодарностью. Отвечая на наши вопросы, углубляется в воспоминания, присылая по электронной почте не пару предложений, а практически мемуары. 




Егор Мотузов


«Ухта – это город, в котором началась моя творческая карьера. Я рад, что у меня была возможность расти и развиваться в той атмосфере».


«Та атмосфера» – это Центр детского и юношеского творчества (ныне Центр творчества им. Г.А. Карчевского), куда маленького Егора привела мама. Ей посоветовали: чтобы укреплять ребёнку спину, нужно отдать его на хореографию. Так в балетной студии появился единственный мальчик. Трико, балетные па у станка, растяжка – представляя это, кто-то обязательно улыбнётся, мол, не мужское это занятие. А мальчик между тем стал премьером театра «Кремлёвский балет». 


Немногие догадываются, что это тяжкий труд, грандиозная физическая подготовка, и если какой-то спорт можно освоить и взрослому, то балет призывает на службу детей. И именно старт – основа всего. Об этом говорит и Егор: «Я благодарен Валентине Самойловой и Татьяне Золотарёвой. Это мои первые педагоги на балетной стезе. Мы занимались не только физической подготовкой, но и изучали историю хореографического искусства, смотрели видеозаписи спектаклей. Это сейчас, в век интернета, можно получить знания обо всём. А раньше, когда у тебя всего три телеканала, увидеть балетный спектакль было бесценно. Именно за это я благодарен своим ухтинским педагогам – за то, что приоткрыли театральный занавес передо мной. Наверно, если бы не они, так и не знал бы, чем отличается хореография от каллиграфии, и уж точно бы не сделал осознанный выбор профессии в 10 лет». 




Егор Мотузов


Как может ребёнок чётко знать, чего он хочет? Так думали и родители Егора Мотузова, когда везли его поступать в хореографическое училище в Перми – он стал буквально рваться туда, как только узнал о наборе. Рассуждали в духе «чем бы дитя не тешилось»… Но если подумать, дети, со свойственным им отсутствием предрассудков, боязни неудач и осуждения окружающих, наверно, правильнее всех воспринимают этот мир. Егор тогда поступил. Он распрощался с ухтинской 19 школой, где окончил 4 класса, и стал воспитанником хореографического училища. Жил в интернате вместе с такими же влюблёнными в балет юными дарованиями, готовыми прилагать колоссальные усилия и терпеть многие ограничения, чтобы совершить желанный гранд жете – большой прыжок.


Сейчас на сайте Пермского хореографического училища имя Егора Мотузова можно увидеть в разделе «Выдающиеся выпускники». Он – гордость заведения. Оно же в свою очередь дало ему больше, чем просто профессию. Не зря десятилетним мальчиком он так туда стремился, ведь там он встретил свою судьбу – японскую девочку Саори, которая приехала в Россию изучать балет. Сейчас Саори его жена, а началось всё там, у балетного станка: они вместе танцевали, дружили, вместе выступили на госэкзамене. Сейчас они оба – артисты театра «Кремлёвский балет», причём Саори Киоке мужу не уступает, она – прима-балерина.




Саори Киоке и Егор Мотузов


Егор однажды сказал в одном из интервью: «Если много вкладываешь труда в работу, она становится любимой». Надо сказать, далеко не все так думают, но в этом определённо что-то есть. Ему же за труд и упорство воздаётся сторицей – училище он окончил с отличием, уже в 17 лет удостоился второй премии на российском конкурсе артистов балета «Молодой балет России-2004», через год – третья премия на международном конкурсе «TanzOlymp-2005» в Берлине.


В 2005-м же Егор Мотузов становится солистом Санкт-Петербургского Государственного Академического Театра Балета им. Л. Якобсона, в 2007 приглашён ведущим солистом в Театр оперы и балета им. Э. Сапаева Республики Марий Эл, город Йошкар-Ола. 


В театре «Кремлёвский балет» он с 2011 года. Это одна из самых больших концертных площадок Москвы, расположенная в Государственном Кремлёвском Дворце. Егор участвует во всех спектаклях театра. Для зрителей он прекрасный Принц из «Щелкунчика» и «Спящей красавицы», задиристый Меркуцио из «Ромео и Джульетты». Эти и многие другие партии он исполняет так, что захватывает дух, кажется, будто он парит над сценой. 


Среди многочисленных гастролей бывали и поездки в родную Ухту. Родственников у него здесь не осталось, зато есть школьные друзья. 


Он вспоминает: «Когда мы с Саори танцевали в Марийском театре оперы и балета в Йошкар-Оле, были организованны гастроли в Ухту. Мы с большим удовольствием танцевали на родной сцене. Показывали «Лебединое озеро» и «Щелкунчика». Многие коллеги тогда скептически отнеслись к этим гастролям, вроде как провинциальная публика не поймёт классику, а оказалось – два полных зала».




Саори Киоке и Егор Мотузов


Своей Саори он показал город детства – они катались на лыжах и бродили по заснеженным улицам. Жалеет Егор, что любимая пока не видела здешних белых ночей.


Но у них всё впереди! Как он сам нам признался, его давняя мечта – организовать в Ухте концерт или привезти спектакль. Что ж, Ухта будет только рада. А Егору, надо сказать, это под силу: уже работая в балете, он получил два высших образования – по направлениям «Менеджмент исполнительских искусств, организация концертной деятельности» в Академии Русского балета им. Вагановой в Петербурге и «Педагогика балета» в Московской государственной академии хореографии.


Постепенно он начинает заниматься и преподавательской деятельностью, проводит мастер-классы по русскому балету, в том числе в Японии, куда они с женой ездят каждый год. Занимается востоковедением, ему интересны восточная культура и искусство, оттачивает японский язык (хотя признаётся, что его жена лучше говорит по-русски, чем он по-японски). В различных интервью эта колоритная, красивая пара с удовольствием говорит о будущем – доме и детях.


Древняя японская мудрость гласит: «Бывает, что лист тонет, а камень плывёт». Егор Мотузов – воплощение борьбы со стереотипами. Человек, который знает, чего хочет от жизни, и делает то, что хочет, и берёт, что хочет сам, а не то, что дают. Ведь если горишь, если есть цель, и если ты готов работать, то будь ты хоть самой белой вороной (ну или единственным мальчиком в балетной студии) – всё получится!


Отдел информации и связей с общественностью, фото предоставлены Егором Мотузовым

Впервые опубликовано в газете «Ухта», №25 от 30.06.2018