15 Сентября 2020

Самобытный Север в архитектуре, или Как формируется уникальный облик Ухты

Многие ухтинцы помнят первый скульптурный симпозиум «Север в трёх измерениях» по «Романтикам» на Комсомольской площади, памятнику Александру Алексееву на одноимённой улице и «Святым благоверным Петре и Февронии Муромским» возле храма на улице Зерюнова. Скульптуры появились три года назад, тогда авторы не стали ограничиваться основной идеей, но в каждом из творений Ухта, безусловно, нуждалась. Человек творческий часто через свои собственные труды передаёт нам знания о родной земле, тем самым вызывая к ней неподдельный интерес и большую любовь.


Самобытный Север в архитектуре, или Как формируется уникальный облик Ухты, изображение №1

А идея симпозиума проста – Север. Созданные образы – это обращения к внутренним слоям душевной памяти территории и людей Севера, его истории. «На Север всегда отправлялись как в паломничество за высотой, глубиной, шириной. Скульптура – это искусство трёх измерений. Высота – горы, небо, человеческое преодоление, ширина – лесные просторы тайги, тундры, глубина – недра, полезные ископаемые», – пишет в своих отзывах о состоявшемся архитектурном пленэре куратор проекта, член Союза художников России, искусствовед Ольга Орлова.


Самобытный Север в архитектуре, или Как формируется уникальный облик Ухты, изображение №5

По задумке авторов проекта скульптурного симпозиума «Север в трёх измерениях» он предполагает создание малых архитектурных форм для городской среды, которые воплотят объёмный взгляд на север, включающий в себя высоту неба и гор, ширину северных просторов и тундры, глубину человеческой души.


Самобытный Север в архитектуре, или Как формируется уникальный облик Ухты, изображение №6

Впервые симпозиум состоялся три года назад. По итогу восемь скульптур установили в Ухте и одну в Сыктывкаре. Площадку рядом с Домом дружбы народов в столице Коми украшает мраморный объект коми-птицы, созданный жителем Санкт-Петербурга.


Самобытный Север в архитектуре, или Как формируется уникальный облик Ухты, изображение №9

Симпозиум этого года длился с 21 июля по 10 сентября, он стал вторым по счёту и логическим продолжением художественного преображения городского пространства. В этом году на конкурсный отбор поступило более 30 заявок от 24 мастеров, работающих в современных формах пленэрной объёмной пластики и садово-парковой скульптуры. Оргкомитет выбрал 6 работ скульпторов из Сыктывкара, Ижевска, Владимира и Москвы. Все они имеют многочисленные звания и достижения в области искусства.


Самобытный Север в архитектуре, или Как формируется уникальный облик Ухты, изображение №10

Как и в 2017 году скульптурный симпозиум посвящён подготовке к 100-летию Коми, а сейчас ещё и проводится в рамках благоустройства набережной Газовиков. Организаторами симпозиума выступили ООО «Газпром трансгаз Ухта», республиканское отделение Союза художников России и городская администрация.


Самобытный Север в архитектуре, или Как формируется уникальный облик Ухты, изображение №11

– В холле здания «Газпром трансгаз Ухта» вошедшие видят большой символ – знак, который мы все называем розой ветров. Он определяет нашу стратегию развития в области всех направлений, не только производства. Я думаю, мы с этим успешно справляемся. Мы стараемся участвовать в благоустройстве тех или иных сфер в городе. И симпозиум «Север в трёх измерениях» как одно из многочисленных мероприятий, которое поможет сделать облик Ухты лучше. Смею заверить, мы всегда советуемся с профессионалами своего дела, так и сегодня здесь присутствуют именитые скульпторы, художники, архитекторы, искусствоведы, – выступил перед участниками и гостями пленэра на официальном подведении его итогов генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Ухта» Александр Гайворонский.


Самобытный Север в архитектуре, или Как формируется уникальный облик Ухты, изображение №12

Министр культуры, туризма и архивного дела Республики Коми Сергей Емельянов выразил радостные эмоции от того, что его родной город Ухта хорошеет на глазах. Он назвал симпозиум грандиозным и эталонным событием, которое олицетворяет человеческий подход руководства предприятия и власти к своей малой родине. «Регион стремительно движется к своему столетию, и вот такие события всё выше поднимают статус республики на культурной карте страны», – поблагодарил организаторов симпозиума министр культуры Коми.


Самобытный Север в архитектуре, или Как формируется уникальный облик Ухты, изображение №13

12 экспертов оценивали авторские работы. Членами жюри на этот раз выступили представители министерства культуры, туризма и архивного дела Республики Коми, ООО «Газпром трансгаз Ухта», администрации Ухты, Союза художников России и именитые искусствоведы Российской Федерации.


Самобытный Север в архитектуре, или Как формируется уникальный облик Ухты, изображение №14

Магомед Османов в своём выступлении отметил, что симпозиум «Север в трёх измерениях» проводился второй раз, а значит традиция заложена и предстоит ещё не единожды увидеть декоративные работы. «Мне, как руководителю города, вдвойне интересно наблюдать за этим мероприятием, потому что его результат мы видим на улицах Ухты, но и не только. Само мероприятие для нашего города уникальное. Сейчас мы совместно с предприятиями развиваем Ухту, благоустраиваем её, ремонтируем объекты. Это дело нужное и, как я уже говорил, останавливаться мы не планируем. Почему бы нам не сделать Ухту культурной столицей республики», – выразил своё мнение Магомед Нурмагомедович.


Самобытный Север в архитектуре, или Как формируется уникальный облик Ухты, изображение №15

Сейчас готовые работы авторов уже установлены на набережной Газовиков. По всей протяжённости набережной расположились «Три птицы» Юрия Лисовского, «Хариус» Виталия Окуня, «Северные окна» Валентины Пылаевой, «Сияние» Анастасии Юрьевой, «Полёт» Ильи Мишанина и «Пусть всегда будет солнце» Михаила Блинова.


Самобытный Север в архитектуре, или Как формируется уникальный облик Ухты, изображение №16

«Впервые симпозиум решает вопросы градостроительного порядка, пространственного освоения города, его наполнения. Это отразится и на формировании его имиджа – не только как производственного центра, но и места, в котором создаются новые условия для достойной жизни людей разных социальных слоёв и возрастов», – также прокомментировала член Союза художников России Ольга Орлова.


Самобытный Север в архитектуре, или Как формируется уникальный облик Ухты, изображение №18

Мрамор, гранит, сталь, литой алюминий, мозаика, металл, дерево, калёное стекло и другие материалы использовали авторы в своих работах. При условии бережного отношения монументы и фигуры обещают стоять долго.


Михаил Блинов из города Владимира поделился, что случайным образом совпало местоположение и смысловая нагрузка его работы: скульптура «Пусть всегда будет солнце» расположилась между городскими школами №№ 16 и 20. «Мы не задумывали это изначально, но сложилось всё так, как надо. Я изобразил юную девочку-школьницу, закутанную в облако-платье. Этот образ даёт надежду на будущее, как и строки из жизнерадостной детской мелодии с простыми словами о любви к Родине, маме».


Самобытный Север в архитектуре, или Как формируется уникальный облик Ухты, изображение №19

Скульптор из Сыктывкара Юрий Лисовский, один из самых ярких представителей этнофутуристического направления в финно-угорском современном искусстве, рассказал, как творил своих «Трёх птиц»: «Работа выполнена методом плазменной резки по металлу, что придало ей кружевную лёгкость. В мифологии Коми птицы – символ верхнего мира, духовного начала, любви, веры, силы духа. Работу именно из таких материалов выполнял впервые, на свой страх и риск. Самое сложное было создание векторного макета, на это ушёл месяц».


Самобытный Север в архитектуре, или Как формируется уникальный облик Ухты, изображение №20

Академик Российской академии художеств, заслуженный художник России, народный художник РФ, член Правления Союза художников России Геннадий Правотворов впервые посетил Ухту. На симпозиуме он оценивал работы коллег в качестве эксперта. «Когда я летел в Ухту, я представлял здесь равнинную болотистую местность с редкими деревьями, но был приятно удивлён. Забота градообразующих предприятий, власти о городе очень чувствуется. Здесь ощущаются тенденции именно к современному развитию, благоустройству и созданию архитектурного облика. Даже набережную сложно назвать просто набережной, это целое комплексное пространство. Всё это делает Ухту уютной и комфортной для проживания», – дополнил гость скульптурного симпозиума.


Самобытный Север в архитектуре, или Как формируется уникальный облик Ухты, изображение №21

После официальной части закрытия симпозиума Александр Гайворонский, Магомед Османов и Сергей Емельянов пообщались с журналистами.


Самобытный Север в архитектуре, или Как формируется уникальный облик Ухты, изображение №22

Министр культуры Коми ещё раз озвучил планы по открытию выставочного зала в Ухте, который будет расположен на улице Мира в здании, где находилась ранее всем известная «Фотография». Сергей Емельянов обозначил, что такое событие значимо не только для Ухты, его масштаб равнозначен республиканскому. Выставочный зал сможет принять большие выставки российских и международных художников и архитекторов, это станет замечательным подарком к столетию Коми. Раритетный внутренний облик «Фотографии» создаст необходимую творческую атмосферу.


Самобытный Север в архитектуре, или Как формируется уникальный облик Ухты, изображение №23

Александр Гайворонский рассказал, что подобный симпозиум уникален и в других подразделениях «Газпрома» не проводится. Руководитель предприятия отметил, что с радостью замечает положительные отзывы ухтинцев о всех приятных преобразованиях города.


Самобытный Север в архитектуре, или Как формируется уникальный облик Ухты, изображение №24

Магомед Османов выделил из всех архитектурных работ скульптуру под названием «Хариус», автором которой является Виталий Окунь из Ижевска, Александру Гайворонскому запомнились «Северные окна» Валентины Пылаевой из Сыктывкара. Автор показала, как короток световой день на Севере и как завораживает свечение окон в зимние вечера.


Самобытный Север в архитектуре, или Как формируется уникальный облик Ухты, изображение №25

По словам градоначальника и руководителя Общества «Газпром трансгаз Ухта» третий по счёту симпозиум планируется организовать ориентировочно через три года. Но, тем не менее, к архитекторам уже есть предложения оформить памятники знаменитому ухтинскому хоккеисту Сергею Капустину и бывшему директору Детского парка Генриху Карчевскому.


Самобытный Север в архитектуре, или Как формируется уникальный облик Ухты, изображение №26

Также было озвучено в планах начало строительства крупного спортивного и культурного центра на набережной Газовиков, продолжение ремонтных работ на набережной и в Детском парке, а также оформление и благоустройство велодорожек на улице Ленина и проспекте Космонавтов.


В новом административном здании ООО «Газпром трансгаз Ухта» на набережной Газовиков, д. 10/1, в фойе 1 этажа до 15 октября для всех желающих открыта выставка #новаяверсия. Здесь можно познакомиться с творчеством участников симпозиума, чьи работы стали частью культурной городской среды: 20 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративного искусства вместе с фото- и видеохроникой симпозиума 2017 года будут весьма интересны ухтинцам. Посещение выставки строго по предварительной записи по тел. 77-35-04.