Призыв на военную службу относится к обстоятельствам объективного характера, не зависящим от волеизъявления гражданина и обусловливающим как его увольнение с работы, так и длительный перерыв в трудовой деятельности

Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» предусматривает выплату пособия по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, в процентном отношении к среднемесячному заработку за последние три месяца работы (но не выше максимальной и не ниже минимальной величины пособия по безработице, ежегодно определяемых Правительством Российской Федерации, увеличенных на размер районного коэффициента), при одновременном наличии следующих условий: если перед увольнением гражданин состоял в трудовых отношениях и имел оплачиваемую работу установленной продолжительности; если увольнение было осуществлено в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и не связано с его виновными действиями. Во всех иных случаях пособие по безработице устанавливается в размере его минимальной величины. 

Указанное положение не устроило гражданина Н., которому после увольнения с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока, пособие по безработице установлено как лицу, стремящемуся возобновить трудовую деятельностью после длительного (более 1 года) перерыва, т.е. в минимальном размере. Не расстроившись отказами судов общей юрисдикции в удовлетворении исковых требований о признании права на получение пособия по безработице исходя из среднемесячного заработка по месту работы, упорный гражданин дошел до Конституционного суда РФ. 

Конституционный суд РФ встал на защиту военнослужащего и указал, что подобное правовое регулирование не отвечает конституционным принципам справедливости и равенства и ограничивает право указанной категории граждан на защиту от безработицы. 

Граждане, которые имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), но были вынуждены прервать свою трудовую деятельность в связи с необходимостью выполнения конституционной обязанности по защите Отечества, при обеспечении пособием по безработице не могут быть поставлены в худшее положение по сравнению с теми гражданами, которые имели оплачиваемую работу той же продолжительности и в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, были уволены по иным основаниям, также не связанным с их виновными действиями.

Как те, так и другие граждане, имея оплачиваемую работу, фактически оказываются в одинаковой ситуации, обусловленной утратой работы по основаниям, не связанным с их виновными действиями, и потому должны обеспечиваться пособием по безработице на период поиска подходящей работы, исчисляемым по аналогичным правилам. Дифференциация же в порядке определения размера пособия по безработице указанных категорий граждан, обусловленная в данном случае моментом обращения в органы государственной службы занятости населения – при том что у лиц, проходящих военную службу по призыву, отсутствуют как правовые основания, так и реальная возможность обращения в органы государственной службы занятости населения, - не имеет объективного и разумного оправдания, не отвечает конституционно значимым целям и не может быть признана допустимой.

Федеральному законодателю надлежит внести в правовое регулирование отношений в сфере защиты от безработицы изменения, направленные на его совершенствование в части, касающейся порядка исчисления пособия по безработице. При этом федеральный законодатель не лишен возможности установить срок, предоставляемый для обращения в органы государственной службы занятости населения за назначением пособия по безработице гражданам, уволенным с военной службы по призыву, в течение которого за ними сохраняется право на его исчисление исходя из среднемесячного заработка по последнему месту работы.

25.10.2016

Возврат к списку